РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ПОСАДКИ И НАЧАЛЬНОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗОВ ПО ОТСЕКАМ И БАЛЛАСТИРОВКА СУДНА

 

Предназначенные к перевозке грузы, определенные индивидуальным заданием, следует рационально распределить в трюмах и на палубе корабля с тем, чтобы при минимально необходимой балластировке обеспечит наилучшие параметры посадки и начальной остойчивости, максимально возможный запас плавучести и благоприятные характеристики качки.

При этом следует стремиться к удовлетворению следующих требований:

1)   средняя осадка в рейсе не должна превышать расчетную, т.е.

2)   осадка носом не должна превышать осадку кормы, т.е.

3)   из условия отсутствия слеминга осадка носом должна быть достаточной (согласно правил РРР осадка носом должна быть больше 1,4 м при всех состояниях загрузки судна);

4)   осадка кормой должна обеспечивать достаточное погружение винта, т.е.

5)   поскольку суда смешанного плавания обычно располагают избыточной начальной остойчивостью, следует стремиться к уменьшению значения начальной поперечной метацентрической высоты для более плавной качки судна на волнении.

При размещении грузов, определении потребных объемов грузовых помещений и координат центров тяжести грузов можно руководствоваться следующими рекомендациями:

1)   большие массы грузов размещать в центральных трюмах;

2)   контейнеры и лесные грузы целесообразно размещать на крышках люков (на палубе), используя для этого площадь, примерно равную 0,4 площади открытой палубы;

3)   соотношение между массой и объемом груза устанавливается удельно-погрузочным объемом (см. приложение), при этом

;

4)   На эпюре емкостей следует отметить уровни грузов в трюмах и снять соответствующие координаты центров тяжести помещений  и ;

5)   Контуры палубного груза изобразить на эпюре и снять координаты центра тяжести палубного груза.

Дальнейший расчет целесообразно вести в табличной форме (смабл.1)

Таблица 1

Дедвейт

Масса

Объем

Вес

Координаты ц.т.

Статические моменты

т

м3

кН

1.Трюм №1

 

 

 

 

 

 

 

1.Трюм №2

 

 

 

 

 

 

 

1.Трюм №3

 

 

 

 

 

 

 

1.Трюм №4

 

 

 

 

 

 

 

Палуба

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

По табличным данным следует рассчитать координаты центра тяжести дедвейта  и  и координаты центра тяжести с грузом без балласта -  и  по следующим выражениям

 

;     ;

;

.

Для судна с водоизмещением  определяются параметры посадки в следующем порядке:

1)           по грузовому размеру  по кривым элементов определяется средняя осадка судна в грузу без балласта - ;

2)           для этого значения  с кривых элементов снимаются значения  и;

3)           подсчитываются угол дифферента и осадки оканечностей по выражениям

 ,

где .

;

;

Если полученные параметры посадки не удовлетворяют приведенным выше условиям, следует исправить их, прежде всего, перераспределяя груз на судне (если это возможно) или принимая балласт.

Для расчета необходимого количества балласта и определения места его расположения следует придерживаться следующей последовательности операций:

1)           установив приемлемые значения осадок оконечностей  и , определить среднюю осадку судна  и ожидаемый угол дифферента ;

2)           вес балласта -  определяется как приращение водоизмещения при увеличении средней осадки на величину , а ориентировочное значение абсциссы ц.т. балласта из выражения

; ;

Окончательное решение о количестве и месте расположения балласта принимается с учетом данных о танках и цистернах судна, приведенных в приложении (следует помнить, что балластные цистерны должны быть запрессованы).

После уточнения количества балласта и дедвейта в целом, окончательно устанавливаются параметры посадки и значения апликаты ц.т. судна по выражению:

.

Подсчитываются значения начальной поперечной метацентрической высоты , где величины  и  снимаются с кривых элементов плавучести и коэффициента поперечной остойчивости

.

Расчет посадки судна при балластном пробеге принципиально ни чем не отличается от рассмотренного выше. Используя таблицу данных по танкам и цистернам и полагая все емкости заполненными, определяют параметры посадки и характеристики остойчивости, используя те же соотношения величин. Расчеты сводят в таблицу (см. табл.2).

Таблица 2

Отсеки

1. Форпик

2 .

   и т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

; ;

;     ;

;

;

 ,

.

;

;

,

.

Здесь все величины снимаются с кривых при осадке, соответствующей водоизмещению судна в балласте - ;

В конце раздела следует поместить результаты расчетов в следующей форме:

 

Судно в грузу:

Осадка средняя                                                          

Осадка оконечностей                                                   

Аппликата ц.т.                                                             

Поперечная метацентрическая высота                      

Коэффициент остойчивости                                       

 

Судно в балласте:

Осадка средняя                                                          

Осадка оконечностей                                                   

Аппликата ц.т.                                                             

Поперечная метацентрическая высота                      

Коэффициент остойчивости